Китай и принципы бюрократии: что нужно знать, начиная бизнес в Шанхае

Приезжая в Шанхай с туристической целью или деловым визитом, иностранцы не видят особенных различий в повседневной жизни жителей страны и собственной обыденной реальностью. Общение с государственными структурами, чиновничьим аппаратом, бюрократической системой воспринимается, как набор привычных поведенческих сценариев, лишь слегка адаптированных под экзотический Китай.

Это может привести к большим финансовым потерям – начиная бизнес с компаниями Шанхая, обратите первоочередное внимание на особенности китайской бюрократии. Ведь традиции западного мира (и даже постсоветской России) всегда выделяли две составляющих общества. Элита и обычные люди. Первые – управляют, вторые – подчиняются. В Старой Европе и США элитой считаются состоятельные, успешные люди. Они же – наиболее активная в политическом смысле часть общества.

На постсоветском пространстве, где сильны традиционализм и реваншизм, общественная жизнь дополняется личными знакомствами, родственными связями и статусом занимаемой должности. Общество Китая построено на традициях и в большей степени придерживается строгих иерархических правил. Младшие подчиняются старшим, подчиненные – начальнику, цепочка выстраивается до самой верхушки властной вертикали. Среди главных ценностей – семья, родственные связи, клановость. В этом контексте работа с китайским бизнесом напоминает игру со строгими правилами – отступление от традиций (даже некорректная форма обращения от младшего к старшему) может повлечь за собой отказ от заключения сделки. Строгое отношение к ритуалам, явное проявление уважения от младшего к старшему, подчиненного – к начальнику основа общественного устройства, его фундамент.

Попытки вести себя иначе, более свободно и раскованно (по западным поведенческим лекалам) – частая причина сложностей с ведением бизнеса в Китае. Интересно, что улыбчивый китайский партнер по бизнесу ни словом, ни намеком не выскажет своего недовольства. Выразив его иным способом – нарочитым замедлением работы бизнеса, создании искусственных проблем и препятствий.